Год первый. класс Пятый
5 декабря 2017 года мы с дочерью перешли на «Обучение в форме семейного образования». Именно так определяет наш образ жизни Закон об образовании.
Этому решению предшествовало полугодовое погружение в тему, общение на форумах, изучение законодательства и обрабатывание членов семьи. Решение-то нетривиальное.
Очнувшись от этой бурной деятельности, я обнаружила себя сидящей на диване с почтовой квитанцией в руках. В квитанции значилось, что уведомление в Департамент образования отправлено. Заказным письмом в соседнее здание. Уведомление гласило, что мы теперь вольные птицы и в государственных образовательных услугах не нуждаемся.
Адреналин зашкаливал, в висках стучал вопрос — а не сваляла ли я дурочку? Завтра предстояло идти к директору утрясать все формальности. А моя пятиклассница безмятежно останется дома «без уважительной причины» — пожалуй, впервые за школьную историю нескольких поколений семьи.
О том, как сложились отношения с системой в нашем новом качестве, я написала в отдельной статье. А здесь — исключительно про учебный процесс.
главное — продолжать улыбаться
К учебному процессу я подошла со всем рвением, присущим мамам с хроническим синдромом отличницы. Умноженным на чудовищную ответственность за образование дочери, которое свалилось на меня в полный рост.
Программу пятого класса я усвоила на оценку «хоть ночью разбуди». Каждый предмет был изучен с лупой, учебники скачивались, вычитывались, отметались, заменялись другими авторами. В надежде, что окажутся лучше.
Ребёнок читал, конспектировал, делал тесты и подвергался опросам с моей стороны. Сын—четырёхлетка крутился рядом и через пару месяцев уже вставлял пять копеек про строение клетки и свойства пара.
Это было жёсткое время. К весне я прокляла всю эту затею и чувствовала себя загнанной в угол — обратно в школу? нееет (почему «нет» — как-нибудь отдельной статьёй), продолжать тащить на себе этот почти непосильный груз? — насколько меня хватит? А ребёнка?
Выставив школу из своей жизни, мы с дочерью оказались носом к носу в авантюрном проекте. Быстро выяснилось, что знания за половину пятого класса, проведённого в школе, приблизительно равны нулю. И начинать нужно было сначала. Дамокловым мечом висели аттестации и будущие ГИА.
Затея моя, разгребать было мне. «Расшколивание», мутное и неизбежное как ветрянка, маячило из всех углов.
Почему-то мы не развелись с мужем — в первые пол года нашего СО я его помню мало. Он мужественно ждал, чем всё это кончится, стараясь не капать мне на нервы и подхватывая младшую грудничковую дочь. Это давало нам с моей семейницей возможность «спокойно» заниматься.
Эпопея с аттестациями — тема отдельного сюжета. Но мы их сдали. И ушли на летние каникулы с пятёрками в кармане. Экзамены были сомнительными, но пятёрки — настоящие! Они стоили нервов, пота и крови. Моей. И ребёнка.
Ребёнка попутно до автоматизма отработала упражнение «закатывание глаз» на очередные фееричные образовательные предложения. Но в целом мужественно переносила издержки эксперимента — все плюсы своего нового положения она просекла быстро и твёрдо решила с ними не расставаться.
Тема семейного образования прочно вошла в мою реальность и заняла центральное место. Вебинары, книги, методики, форумы, встречи семейников, личная переписка. Как мотивировать подростка, делегировать ответственность, чему нужно учить и, зараза — что такое расшколивание?!
В моём эгрегориальном пространстве теснились имена: Шалва Амонашвили, Юлия Гипеннрейтер, Людмила Петрановская, Николай Зайцев, Марьяна Безруких, Людмила Ясюкова, Женя Кац, Анатолий Гин, Игорь Чапковский, Дима Зицер. И Николай Ягодкин. И вот с этого места — поподробнее.
Свет в конце тоннеля
Шла середина шестого класса, когда мне в руки попал один из курсов Advance. Это событие переломило ход нашего СО. Отставив в сторону школьную программу, мы с дочерью засели за освоение технологий обучения.
Через пару месяцев дочь сдала мне (а потом я ей) под секундомер таблицу Менделеева, все страны по континентам, список аминокислот и ещё ворох бесполезной информации. Информация была бесполезной, а вот навык мнемотехники ещё какой полезный!
Потому что следующим заходом мы с ней выучили все даты средневековой истории и имена правителей. Все английские слова за текущий класс. А после разобрали все подвернувшиеся под руку учебники на майнд-карты и выучили от зубов. Именно так, во множественном числе. Мы грызли гранит науки на пару — параллельно и синхронно.
Мы занимались пол лета, прогнув дачную обстановку под наши учебные задачи. Это был труд, но теперь он был не был бессмысленным! Дочь не просто изучала школьную программу сомнительной актуальности — она отрабатывала навык работы с информацией в турбо-режиме: выделяла главное, закатывала в структуру, запоминала.
За короткие сроки мы добились мега-цели: в голове ребёнка появились системные знания. Ими можно было оперировать. Проводить межпредметные параллели. Их можно было охватывать единым взглядом. Мы больше не тонули в пёстром мусоре разрозненных фактов школьных учебников. Мы строили прочный каркас. И это реально круто. Потому что результативно.
Изучая историю Англии можно поговорить о том, а что в это время происходило во Франции или в Испании. Чётко представляя, а где это вообще. Хорошо соединялись ислам и алгебра. Ацтеки и ботаника.
Да, чуть не забыла, аттестация за 6-й класс была сдана в сроки и сдана прекрасно, но связь между аттестацией и обучением прослеживалась всё меньше.
Гранит мы грызли пол лета, после чего дочь была отпущена на свободу, и её тут же унесло в безудержную социализацию (и это тоже тема отдельная). А я погрузилась в переосмысление всех смыслов. Мыслимых и немыслимых.
Смыслы переосмыслились, а вместе с ними и мой подход к нашему СО. Пришло время отдать дочери в руки её собственную учебную судьбу. И устраниться. Недалеко — за соседний стол. Со своими собственными образовательными и рабочими задачами.
Год всё ещё второй. А класс уже седьмой
Начало седьмого класса мы встретили уже на новой аттестационной платформе. Платформа была выбрана со сдачей под камеру — это снимало с меня ответственность за контроль результатов. (Кто сдавался на дистанционных платформах без камер, поймёт о чём я)
Сейчас в разгаре середина седьмого класса. Полёт нормальный.
Два года прошли не зря — было много всего, но скучно точно не было. Семейное образование моих детей — это мой собственный виток развития. В сентябре сын «пойдёт» в первый класс — покой нам только снится.
Нет, друзья, вы только не подумайте — несмотря на весь описанный треш, семейное образование — это длинный список плюсов, о которых я обязательно напишу отдельную статью — здесь есть, чем делиться.
Спасибо всем, кто дочитал. Оставляйте комментарии и до встречи на следующих страницах.
Спасибо за статью! вдохновляюще!
Екатерина, спасибо за отзыв)
Наталья, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, где аттестовываетесь? И где можно почитать про ваши учебники и материалы, которые используете в обучении?
Валерия, добрый день. Я планирую написать отдельный текст про варианты аттестации. Мы сменили две платформы — сейчас на третьей. Сменили не потому, что что-то было плохо, а потому, что для разных задач подходят разные форматы аттестации. Наши задачи трансформировались от класса к классу. Я потом напишу про всё это подробнее, а пока могу пообщаться в ЛС — стучитесь в ВК (https://vk.com/id15180020), с удовольствием отвечу.
Наталья, спасибо, что делитесь опытом! Скажите, пожалуйста, какой курс вы проходили на Advance?
Екатерина, для тех целей, которые удалось достичь нам подойдёт любой курс Advance по развитию памяти и внимания. Мы прошли «Стань гением». Сейчас в Адванс есть много других курсов. Вот ссылка на расписание бесплатных вебинаров и марафонов, на которых без риска можно понять «подходит — не подходит»
Благодарю!
Ой круто как! И очень полезно про Ягодкина, мы с ним в 2017 как раз лично познакомились и загорелись системой) Но пока в дело не внедрили)) но ребёнок пока в началке, теперь , после вашего опыта настрой есть )))
Какая она у вас взрослая и красивая девочка, надо сказать!
Наталья, спасибо.
молодцы девочки мои! Так держать, но не удерживать только для внутреннего употребления. Точно есть семьи, готовые пойти по вашим следам. Я люблю вас. Деда
Папа, спасибо! Без поддержки семьи не видали бы мы семейного образования как своих ушей))