Свет в конце тоннеля

Год первый. класс Пятый

5 декабря 2017 года мы с дочерью перешли на «Обучение в форме семейного образования». Именно так определяет наш образ жизни Закон об образовании.

Этому решению предшествовало полугодовое погружение в тему, общение на форумах, изучение законодательства и обрабатывание членов семьи. Решение-то не тривиальное.

Очнувшись от этой бурной деятельности, я обнаружила себя сидящей на диване с почтовой квитанцией в руках. В квитанции значилось, что уведомление в Департамент образования отправлено. Заказным письмом в соседнее здание. Уведомление гласило, что мы теперь вольные птицы и в государственных образовательных услугах не нуждаемся.

Адреналин зашкаливал, в висках стучал вопрос — а не сваляла ли я дурочку? Завтра предстояло идти к директору утрясать все формальности. А моя пятиклассница безмятежно останется дома «без уважительной причины» — пожалуй, впервые за школьную историю нескольких поколений семьи.

О том, как сложились отношения с системой в нашем новом качестве, я написала в отдельной статье. А здесь — исключительно про учебный процесс.

Ура! Мы учимся дома!

главное — продолжать улыбаться

К учебному процессу я подошла со всем рвением, присущим мамам с хроническим синдромом отличницы. Умноженным на чудовищную ответственность за образование дочери, которое свалилось на меня в полный рост.

Программу пятого класса я усвоила на оценку «хоть ночью разбуди». Каждый предмет был изучен с лупой, учебники скачивались, вычитывались, отметались, заменялись другими авторами. В надежде, что окажутся лучше.

Ребёнок читал, конспектировал, делал тесты и подвергался опросам с моей стороны. Сын—четырёхлетка крутился рядом и через пару месяцев уже вставлял пять копеек про строение клетки и свойства пара.

Это было жёсткое время. К весне я прокляла всю эту затею и чувствовала себя загнанной в угол — обратно в школу? нееет (почему «нет» — как-нибудь отдельной статьёй), продолжать тащить на себе этот почти непосильный груз? — насколько меня хватит? А ребёнка?

Выставив школу из своей жизни, мы с дочерью оказались носом к носу в авантюрном проекте. Быстро выяснилось, что знания за половину пятого класса, проведённого в школе, приблизительно равны нулю. И начинать нужно было сначала. Дамокловым мечом висели аттестации и будущие ГИА.

Затея моя, разгребать было мне. «Расшколивание», мутное и неизбежное как ветрянка, маячило из всех углов.

Почему-то мы не развелись с мужем — в первые пол года нашего СО я его помню мало. Он мужественно ждал, чем всё это кончится, стараясь не капать мне на нервы и подхватывая младшую грудничковую дочь. Это давало нам с моей семейницей возможность «спокойно» заниматься.

Эпопея с аттестациями — тема отдельного сюжета. Но мы их сдали. И ушли на летние каникулы с пятёрками в кармане. Экзамены были сомнительными, но пятёрки — настоящие! Они стоили нервов, пота и крови. Моей. И ребёнка.

Ребёнка попутно до автоматизма отработала упражнение «закатывание глаз» на очередные фееричные образовательные предложения. Но в целом мужественно переносила издержки эксперимента — все плюсы своего нового положения она просекла быстро и твёрдо решила с ними не расставаться.

Тема семейного образования прочно вошла в мою реальность и заняла центральное место. Вебинары, книги, методики, форумы, встречи семейников, личная переписка. Как мотивировать подростка, делегировать ответственность, чему нужно учить и, зараза — что такое расшколивание?!

В моём эгрегориальном пространстве теснились имена: Шалва Амонашвили, Юлия Гипеннрейтер, Людмила Петрановская, Николай Зайцев, Марьяна Безруких, Людмила Ясюкова, Женя Кац, Анатолий Гин, Игорь Чапковский, Дима Зицер. И Николай Ягодкин. И вот с этого места — поподробнее.

Свет в конце тоннеля

Шла середина шестого класса, когда мне в руки попал один из курсов Advance. Это событие переломило ход нашего СО. Отставив в сторону школьную программу, мы с дочерью засели за освоение технологий обучения.

Через пару месяцев дочь сдала мне (а потом я ей) под секундомер таблицу Менделеева, все страны по континентам, список аминокислот и ещё ворох бесполезной информации. Информация была бесполезной, а вот навык мнемотехники ещё какой полезный!

Потому что следующим заходом мы с ней выучили все даты средневековой истории и имена правителей. Все английские слова за текущий класс. А после разобрали все подвернувшиеся под руку учебники на майнд-карты и выучили от зубов. Именно так, во множественном числе. Мы грызли гранит науки на пару — параллельно и синхронно.

Мы занимались пол лета, прогнув дачную обстановку под наши учебные задачи. Это был труд, но теперь он был не был бессмысленным! Дочь не просто изучала школьную программу сомнительной актуальности — она отрабатывала навык работы с информацией в турбо-режиме: выделяла главное, закатывала в структуру, запоминала.

За короткие сроки мы добились мега-цели: в голове ребёнка появились системные знания. Ими можно было оперировать. Проводить межпредметные параллели. Их можно было охватывать единым взглядом. Мы больше не тонули в пёстром мусоре разрозненных фактов школьных учебников. Мы строили прочный каркас. И это реально круто. Потому что результативно.

Изучая историю Англии можно поговорить о том, а что в это время происходило во Франции или в Испании. Чётко представляя, а где это вообще. Хорошо соединялись ислам и алгебра. Ацтеки и ботаника.

Да, чуть не забыла, аттестация за 6-й класс была сдана в сроки и сдана прекрасно, но связь между аттестацией и обучением прослеживалась всё меньше.

Гранит мы грызли пол лета, после чего дочь была отпущена на свободу, и её тут же унесло в безудержную социализацию (и это тоже тема отдельная). А я погрузилась в переосмысление всех смыслов. Мыслимых и немыслимых.

Смыслы переосмыслились, а вместе с ними и мой подход к нашему СО. Пришло время отдать дочери в руки её собственную учебную судьбу. И устраниться. Недалеко — за соседний стол. Со своими собственными образовательными и рабочими задачами.

Год всё ещё второй. А класс уже седьмой

Начало седьмого класса мы встретили уже на новой аттестационной платформе. Платформа была выбрана со сдачей под камеру — это снимало с меня ответственность за контроль результатов. (Кто сдавался на дистанционных платформах без камер, поймёт о чём я)

Сейчас в разгаре середина седьмого класса. Полёт нормальный.

Два года прошли не зря — было много всего, но скучно точно не было. Семейное образование моих детей — это мой собственный виток развития. В сентябре сын «пойдёт» в первый класс — покой нам только снится.

Нет, друзья, вы только не подумайте — несмотря на весь описанный треш, семейное образование — это длинный список плюсов, о которых я обязательно напишу отдельную статью — здесь есть, чем делиться.

Спасибо всем, кто дочитал. Оставляйте комментарии и до встречи на следующих страницах.

Подпишитель на рассылку, чтобы раз в месяц получать на электронную почту подборку самых интересных статей 

Спасибо, я уже подписан

18 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.