Я начала писать эту статью в феврале 2020. Когда мир ещё не сломался. И с точки зрения обучения детей, делился на две неравные части — школьников и нас, семейников. Но коронавирус, накрывший планету без предупреждения, одномоментно стёр границы между нами. Семейное образование постучалось в каждый дом.
Сегодня родительские чаты трещат юмором на тему «ну почему их заперли дома, почему не в школе!» и горькими стенаниями — «давайте не допустим онлайн обучения!»
Ни школа, ни родители не были готовы к такому повороту. На мой субъективный взгляд (складывающийся из обрывочных сведений друзей и знакомых) реализация дистанционного обучения имела максимально кривую версию.
10-12 учителей на одного ребёнка в разных мессенджерах наперебой требовали от детей и родителей выполнения инструкций и видео-отчётов. Не соотносясь с общим объёмом заданий. Не считаясь с семьями, где за одним компьютером в одно и то же время должны обучаться сразу двое, а то и трое детей (наверное, в параллельных реальностях). Не учитывая занятость работающих родителей.
Случись со мной эта история так же внезапно, как с большинством родителей, я бы быстро прокляла и школу, и онлайн образование, и собственных детей.
Но (кому бы сказать спасибо!) в нашей жизни альтернативное обучение случилось двумя годами раньше. Когда я забрала пятиклашку из школы прямо посреди учебного года.
За два года мы успели обрасти нужным количеством компьютеров, наладить процесс обучения и съесть собаку. Так что коронавирус ровным счётом ничего не изменил в нашем образовательном процессе. Оставалось только грустно усмехаться, глядя на школьно-родительскую истерию, поднявшуюся вокруг.
Думаю, что в недолгосрочной перспективе школа перестанет существовать в офлайн. А значит, перестраиваться придётся всем. Детям, родителям, учителям. Обществу. Я расскажу о том, почему учить ребёнка в семье — это хорошо. Как всегда на собственном опыте. И не претендуя на истину.
Семейное образование в России
Накануне коронавируса статистика (данные февраля 2020 года) насчитывала около 15 миллионов школьников и более 100 тысяч семейников. Ну можно до кучи посчитать сюда и заочников. Хотя они и входят в контингент школы, но учатся-то в семье. Но даже и с заочниками число семейников по отношению к школьникам было равно десятитысячными долям процента. Однако их количество росло в геометрической прогрессии. Только за последний год нас стало вдвое больше.
Уверена, коронавирус внесёт свои драматические коррективы в статистическую картину. Часть родителей быстро осознала необратимые изменения в школьной системе обучения.
Школа, недолго думая, отвела родителям роль контролёров и исполнителей учебных требований. И если уж в дом пришла необходимость самим учить детей , так лучше уж это делать независимо от школы, богатой издержками. И многие пополнят ряды семейников.
Другие же отождествят хаос дистанционного обучения с семейным образованием и будут дуть на воду. Таких, кончено, большинство.
Верните нам школу!
В самом начале нашего семейного образования, меня удивляла реакция людей на то, что мои дети не ходят в школу. Странный взгляд и протяжное «мммм». В моей картине мира наш опыт должен был вызывать интерес: «как не в школе? почему? и как вам без школы? а как вы это организовываете?» Ну или хотя бы «а как же социализация? что и физику сами учите??» Но нет — просто «мммм». Неужели не интересно? — думала я каждый раз. Пока не поняла, в чём дело.
Представим, что я на улице столкнулась бы с профессором-физиком. И в разговоре он вдруг сказал бы что-то вроде: «А кстати, ты в курсе, что лоренц-инвариантная локальная квантовая теория поля с эрмитовым гамильтонианом всегда имеет CPT-симметрию?. Моё сознание отключилось бы на третьем слове. Ничего, кроме «мммм», я ответить была бы не в состоянии. Так как смысл слов был бы безнадёжно скрыт от меня. Я не смогла бы задать ни одного адекватного вопроса (выражение «Чё??» к адекватным вопросам не отношу).
Если тема чужда, то естественному интересу возникнуть не получается. Такая вот защита сознания от нешаблонной информации.
Сегодня ситуация несколько изменилась. Теперь никого не удивить ребёнком, грызущим гранит науки прямо под носом у родителей. Людям, которые хлебнули все прелести школьно-семейного обучения, уже очень есть что ответить на фразу «Мой ребёнок учится дома».
Социализация. Где ещё, как не в школе дети получат опыт общения, столкнутся с жизненными ситуациями, научатся решать конфликты и дружить?
В школе работают специалисты, знающие своё дело — психологи, предметники, методисты. Специально обученная бригада, заточенная под то, чтобы правильно учить и развивать моего ребёнка. Они знают как лучше, у них большой опыт и (если повезёт) желание заниматься тем, чем они занимаются.
Система школьного образования — хорошо продуманная коллективом учёных, обкатанная десятилетиями, чётко выстроенная структура. Здесь всё учтено до мелочей: учебные программы, поурочные планы, методические разработки, отведённые часы, система закреплений и мониторинга знаний, режимность и правильное чередование предметов. Всё это под контролем администрации, министерства и с учётом санитарных норм.
Внеклассная жизнь. Коллективный разум родителей постоянно генерирует идеи поездок, походов и школьных вечеров. И всегда есть активисты, готовые взять на себя их организацию. Всё это делает жизнь детей (да и взрослых) интереснее, богаче, разнообразнее.
Дополнительные развивающие занятия, которые школа организует прямо в своих стенах. Ребёнок может не отходя от кассы попробовать разные направления и определить круг своих интересов.
Ответственность за образование детей. Которая, как ни крути, лежит на школе. Если что-то пойдёт не так, всегда можно назначить крайнего: учителя, директора, систему образования.
Все перечисленные выше пункты — полумифы. Иллюзии по поводу всемогущества школы развеиваются уже в первые годы обучения. Некоторые разочарованные родители забирают детей на семейное образование. Чтобы дать детям чего-то большее, чем просиженные штаны и юбки. Другие продолжают мужественно тянуть лямку школьного образования.
Почему я выбираю семейное образование?
Что представляют все эти школьные преимущества глазами семейника? Разберу по пунктам.
1. Социализация
Что я понимаю по социализацией ребёнка:
- умение взаимодействовать с людьми в разных социальных ролях (пассажира, покупателя, заказчика, соседа, профессионала-исполнителя)
- уметь не просто вписаться в данный (кем-то и почему-то) социум, а формировать этот социум вокруг себя, в соответствии со своими запросами, интересами, склонностями, темпераментом
- получить в детстве опыт разрешения противоречий в общении, цивилизованный и пригодный для последующей взрослой жизни
По всем трём пунктам социализация в школе сильно хромает. В классе дети собраны не по увлечениям или общим взглядам, а по возрасту и месту жительства. Больше нигде и никогда в жизни они не будут находиться в подобном коллективе.
Колледж или университет — это уже люди с похожими интересами и устремлениями. Работа объединяет по профессии и целям. Туда люди попадают по собственному желанию, предприняв собственные усилия. И имеют возможность сменить компанию, если не удалось вписаться в коллектив или изменились интересы.
А спрашивает ли кто-нибудь ребёнка при поступлении в школу: «Хочешь ли ты 9-11 лет провести бок о бок именно с этими людьми?» Какие у него возможности избежать неудачного общения со сверстниками или, того хуже, нерадушными учителями? Может ли он быть уверен, что в случае конфликта рядом окажется взрослый, который выступит в роли третейского судьи и научит правильно выходить из конфликтных ситуаций?
Конечно же, школьная дружба существует. И часто — очень крепкая. Но дружить можно не только в школе. Семейники, вопреки распространённому мнению, не заперты в четырёх стенах. Они гуляют, занимаются спортом и творчеством, ходят в гости и зовут к себе. И ещё они дружат между собой.
Школа ради того, что найти там друзей? Не думаю, что это хорошая идея. Слишком дорогая цена, да и результат не гарантирован.
Семейное образование — отличная возможность дать детям реальный опыт общения в настоящей жизни. Участвуя во всех делах семьи: от починки автомобиля до покупки продуктов, наши дети попадают в разные ситуации и учатся общаться с людьми разного возраста, разных профессий и в разных контекстах. На наших примерах усваивают паттерны, которые пригодятся во взрослой жизни.
И конечно, социализация моих детей происходит во взаимодействии с нами, родителями, с братьями и сёстрами и с другими родными. Общаться с ними они теперь могут много чаще.
2. Профессионалы от образования
Не умаляю заслуг специалистов сферы образования. Но точно знаю, что в природе не существует лучшего эксперта по каждому из моих детей, чем я, их родная мама. Я знаю все их слабые и сильные места. Их темпераменты и историю развития. Что им доступно, а что не очень. Какие подходы сработают, а какие нет. Я знаю, чего избегать в общении с ними, а на что упереть.
Я — ходячая энциклопедия по своим детям и могу часами рассказывать об особенностях каждого. Нам не требуются посредники. Какими бы квалифицированными ни были эти специалисты, меня им никогда не догнать.
Что касается педагогических компетенций, уверена — начальную школу со своим ребёнком в состоянии пройти любой родитель.
В общем-то родители-семейники тут мало отличаются от родителей школьников. Прекрасно помню эти бодрящие ежевечерние уроки. С ребёнком, который изо дня в день оттачивал искусство выводить из себя маму. Даром, что последняя обладает темпераментом удава. Медитативные мечты отлупить дочь тапком помогали отвлечься, но в целом проблему не решали.
Проблему решил перенос домашних заданий на утро. Пока головы свежие и нервы целые. И оказалось, что и школа тогда особо не нужна.
А как же физика и иже с ней? А этой проблемы тоже не существует. По опыту многих и многих семейников, к средним классам ребёнок переходит на стадию самообразования.
Он умеет учиться. Он не надорвался. Он привык не отсиживать положенное время, а работать на результат. Он не накопил пробелов. (Сравните со школой: проболел две недели — все ушли вперёд). Он знает, где взять материалы и не стесняется обратиться за помощью. Он сам строит свою образовательную траекторию. Планирует время.
За три года семейного образования мы не заплатили ни копейки ни одному репетитору. Физика и химия были пройдены ребёнком самостоятельно и сданы под камеру на «4» и «5».
3. Система образования
Если чем-то школа и сильна — так это организацией учебного процесса (и кое-что мы у школы переняли). Не стану спорить — классно-урочная система действительно хороша для одновременного обучения группы детей из 25+ человек. Но при индивидуальных занятиях её «железность» избыточна.
У нас тоже есть расписание и учебный план. Я знаю, чему должен научиться мой ребёнок за отдельно взятый период. Но я могу легко корректировать эти планы, если ребёнку что-то далось легче, чем я думала или, наоборот, заняло больше времени, чем мы рассчитывали.
Я имею возможность выбирать учебники и рабочие тетради и делаю это со всей тщательностью. По секрету, далеко не все материалы с пометкой ФГОС являются качественными. И очень много по-настоящему хороших пособий выходит без такой пометки.
4. Внеклассные мероприятия
Я благодарна родителям одноклассников моих детей за их инициативу — за школьные годы было немало хороших мероприятий. И однако, даже по этому пункту, переведя детей на семейное образование, я почувствовала облегчение. Причин несколько:
- Школьный развлекательный ширпотреб часто идёт вразрез с нашими семейными ценностями. Мои личные тараканы считают лазертаг и пейнтбол не самым удачным развлечением. Я ставлю их на один уровень с компьютерными играми, где нужно отрывать головы соперникам. И скорее променяю их на экскурсию в музее декабристов, планетарий, экспериментарий или скалодром, если уж на то пошло. Мне не всё равно какие фильмы или мультики пойдут смотреть мои дети с классом, даже если это 6+ категория.
- Хорошие мероприятия, организованные классным активом, часто брала на заметку и возила туда сразу 2-3 своих детей отдельно от класса. Семейная вылазка на 3-4 человек на своей машине выходила не дороже, чем на одного ребёнка, но с классом. (Возможно, это только наша, местечковая проблема — специализированные школьные автобусы возят детей по конской стоимости).
- и вообще, любым коллективным мероприятиям я предпочитаю семейные или с дружественными семьями. Так дети получают возможность развиваться в общем культурном контексте с тем, с кем это делать приятно А обмениваться впечатлениями за ужином — отдельное удовольствие.
В общем, моими глазами классные мероприятия — это сомнительная опция, навязанная лозунгом «нельзя отбиваться от коллектива».
Потому что сразу возникает вопрос — а для чего нужно стремиться развивать отношения именно с этим коллективом? Важен ли для дальнейшей жизни ребёнка именно этот коллектив? А это точно ли в этом коллективе собрались люди схожих ценностей?
Подставим в эти предложения вместо слова «коллектив» сначала слово «класс», а потом «семья» — и ответы станут очевидными.
5. Дополнительные образовательные школьные активности.
Современный тренд. Школы соревнуются, чьи образовательные возможности интереснее и разнообразнее. Языки, бисероплетение, ПДД, прикладная психология, робототехника, бальные танцы, дзюдо, моделирование одежды. Мне в детстве и не снилось такое разнообразие.
В гимназии, где учились мои дети, родители обязаны были выбрать минимум три кружка в неделю из списка в 10-15. (Почему-то для младших классов, эта счастливая возможность развивать детей выглядела особо категорично).
Моя дочь не посещала ни одного. Мне удалось отмазать её под предлогом внешкольных секций — они и правда были. Поэтому не берусь судить, как эти благие намерения выглядят на практике.
Знаю, что есть прекрасные кружки с воодушевленными педагогами. На них дети бегут с удовольствием. И есть такие, на которые они уныло плетуться под девизом «надо, Федя, надо». И нередко ноги уносят их у другую сторону.
Что понятно. Ребёнок уже 4-6 часов провёл среди детей. В форменной одежде и в неестественной позе. Насколько эффективнее были бы эти развивашки, если убрать школьные перегрузки.
6. Ответственность за обучение детей.
Сюрприз-сюрприз! Никакая школа и никакие учителя не несут ответственности ни за образование, ни за развитие никаких детей, кроме своих собственных. А также не отвечают их здоровье и будущее. Совсем не отвечают. И никогда не отвечали. Разница между родителями-семейниками и родителями-школьниками только в том, что первые осознают это вполне, а вторые — не всегда.
Включить пуш-уведомления о новых событиях блога в вашем браузере
А теперь, собственно, ода
Почти три года на семейном образовании укрепили мои отношения с детьми. Дети снова чувствуют себя частью семьи. Они много общаются друг с другом. Они обмениваются опытом и увлечениями, впечатлениями и переживаниями. Это главная ценность и цель, ради которой всё это затевалось.
Семейное образование экономит силы, нервы, время, здоровье и деньги всей семьи. Если сложить всё это сэкономленное и умножить на количество членов семьи — то получатся весомые показатели.
Дети (и, кстати, родители) теперь высыпаются и имеют возможность учиться по собственному графику и в собственном темпе. Когда есть свободное время и силы — есть возможность заниматься тем, что нравится. Да, я повторяюсь, но это важная мысль.
Дети-семейники учатся быть ответственными и самостоятельными. Принимать решения и отвечать за них. За нами больше нет школы, на которую можно свалить свои неудачи. Всё теперь зависит только от нас.
Это сложно и очень ответственно, но в этом есть огромный плюс. Когда ты понимаешь, что всё зависит только от тебя — ты получаешь инструмент для управления своей жизнью. Ты не ищешь виноватых — их нет, а признаёшь свои ошибки, делаешь выводы и продолжаешь идти вперёд.
Дети перестают мыслить шаблонами. Установки в стиле «все пошли, и я пошёл» больше не работают. Они всё чаще задают вопросы: «а точно ли мне это нужно? а что мне нужно на самом деле? я чего хочу я? а как я могу этого достичь?, а какую цену я готов за это заплатить?»
Дети не склонны подчиняться нецелесообразным требованиям кого бы то ни было. Они чувствуют себя индивидуальностями, потому что привыкают действовать не в толпе, не в классе, не в стае — а за себя.
Дети-семейники бонусом к своей самостоятельности получают самоуважение. Им есть за что себя уважать. Они — личности. Они не дадут себя в обиду. Они не станут прогибаться. Они перестают быть удобными и управляемыми. Они становятся сильными и психологически устойчивыми.
Они становятся взрослыми.
Ложка дёгтя
Медаль «Семейное образование», которую мы годро носим на груди, имеет две стороны. Как и всё в этом дуальном мире. Для того, чтобы вкусить преимущества СО, придётся пройти пару-тройку кругов ада (ну или адика — тут зависит от стартовой позиции отдельно взятой семьи). И в каждой семье эти круги свои.
Без чего семейное образование обречено на провал (наш опыт)
Без чёткой организации. Любое образование — это система. И она должна быть. Своя, индивидуальная, но система. Планы, расписание и контроль за результатами.
Без навыка мыслить на перспективу. Настоящие цели легко потерять в текущей рутине. Не выучить все формулы по физике, а научиться учиться, развить память и мозг. Не перечитать всю классику и возненавидеть литературу, а научиться получать удовольствие от понимания и прочувствования текста, хотя бы на одной только «Каштанке» в год.
Не получить аттестат, а приобрести навыки самообразования, сохранить желание учиться и мотивацию. Найти свой путь. Который, к слову, может вовсе не иметь отношения ни к одному из школьных предметов.
Без умения принимать детей со всеми их потрохами. Медлительных, тугодумных, рассеянных, неаккуратных, неорганизованных и каких там ещё. Сколько палок в колёса моих отношений с детьми было вставлено через перфекционизм!
Послесловие
Семейное образование — это сложный тернистый путь. Он подходит не каждому. Это путь взлётов и падений, надежд и разочарований. Путь, требующий осознанности и ответственности, ведущий к переменам в семейном укладе и в отношениях. Путь развития всех участников. Он требует сил, последовательности, самокритики, принятия неприятного.
И всё же мы выбрали именно этот путь. И не пожалели. А потом пожалели. А потом снова не пожалели. Ну вы поняли.
А что думаете вы про обучение детей в семье? Жду вас в комментариях и будьте здоровы!
Наталья, с удовольствием прочитала вашу статью. Спасибо Вам, что делитесь своим богатым опытом!
Людмила, спасибо за обратную связь)
Мне показалось, что СО способствует развитию крайнего индивидуализма, что, в общем-то, очень современно. Но глобальные последствия такого подхода к жизни еще предстоит оценить. Семья, как зона комфорта и принятия, безусловно, хороша. Но нет ли уязвимости в том, что она становится единственной такой зоной для ребенка, и он не натренирован на организацию своего комфортного пребывания вне ее?
Наталья, спасибо за Ваше мнение, оно мне понятно, но всё же я его не разделяю.
Рабёнок, взращенный в безопасной среде, имеет гораздо больше шансов выйти во взрослую жизнь более окрепшим и цельным, чем тот, кто «закалялся» в коллективе. Конечно, коллективы бывают разные, но, уверена, что подавляющее большинство родителей предпочтёт для своего ребёнка максимально безопасную среду.
Семейное образование — это не изоляция в границах семьи и не отказ от сотрудничества или развития навыков кооперации. Это про развитие самоощущения себя как самодостаточной личности, способной влиять на свою жизнь, понимающей себя и свои стремления.
Уверена, что благополучие общества начинается со способности каждого взять сначала ответственность за себя, за свои решения, за своё развитие — интеллектуальное и нравственное. Путь к здоровому коллективизму лежит через здоровый индивидуализм.
С момента публикации статьи прошло почти 3 года, и мой взгляд на этот вопрос только укрепился.
Я бабушка, внуку 6,5. Была преподавателем вуза, кандидат наук. Осознанно взяла на себя его уход и развитие вместо детского сада. Мы с дочерью держали удар вместе (он не ходит в детский сад! Как же он пойдёт в школу!) Всё получилось весело и интересно. Результаты радуют. Теперь думаем, что в школу он не пойдёт, а будет учиться дома. Но как же страшно! Я погрузилась по своей научной привычке в тему и была удивлена обилием программ начального образования. Спасибо справочникам — есть возможность опереться на основные дидактические единицы. Циклограммы и учебные планы — вещь знакомая. Мы и сейчас планируем круговыми диаграммами вместе с ребёнком свои дни и органайзерами планы на неделю.
Спасибо, что делитесь опытом. Это меня подкрепляет. Дочь ничего не боится и уверена во всех нас.
Наталья, Вы — удивительная бабушка! Я тоже иногда думаю, что к моменту, когда у меня пойдут внуки, мы уже съедим такую собаку в семейном образовании, что вопросов «а не пойти ли в школу?» будет для нас таким же странным, как для большинства сейчас звучит вопрос «я не учиться ли без школы?». Да и сама школа к тому времени неизбежно изменится, но это уже совсем другая тема…
Наталья, чудесная статья! Спасибо Вам. Очень честно и глубоко написано.
Сын на семейном образовании уже 2 учебных года. И мы тоже в период дистанционного обучения были из тех, для кого ничего не изменилось. Сын как учился спокойно дома, так и продолжал учиться. Аттестацию сдал в своей школе дистанционно.
Продолжаем учиться дома все вместе: мы с мужем тоже многому учимся, потому что СО — это именно СЕМЕЙНОЕ образование :))
Екатерина, спасибо за отзыв! Вы молодцы! Всегда интересно читать, как реализовано СО в разных семьях. И сколько семей — столько вариантов.
Я школьник советской эпохи. Благодарен школе и за образование, и за воспитание (на 50% остальные 50 — семья, и это условно) и за какую-то часть социализации. Я рос в неполной семье, мама работала много и образование ее было средним. Сейчас появились новые возможности, и, кстати, потребности. Возможность СО вполне оправдана при том, что способствует реализации потребностей ребенка, родителей и общества.
Ода СО замечательна не только тщательным прописыванием деталец, но и оставлением места для адептов школьного обучения.
Спасибо за комментарий❤️