Друзья, в группах среди семейников часто поднимается вопрос: возможно ли учить детей дома, если мама работает. И да, если рассуждать теоретически, пожалуй это невозможно. Ибо ну в самом деле — как, когда и где взять силы?
Но самый лучший аргумент — практический опыт. Я вам расскажу лично о своём. С ремаркой, что всё индивидуально. Но с оптимистическим выводом, что всё возможно. Было бы желание, подкреплённое действиями в нужном направлении.
ПОЧЕМУ Я МОГУ ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ
Потому что я — живая мама 4-х детей. Без школ, садиков, нянь и проживающих совместно бабушек. И я работаю по 9 часов в день с понедельника по пятницу. И занимаюсь образованием детей. И да, успеваю 2-3 раза в неделю ходить в спортзал.
Откуда все эти ресурсы? А из самого́ семейного образования. Когда оно отлажено — это изрядная экономия сил, времени и, кстати, денег. Оду про все преимущества семейного образования я пропела вот тут.
ВСЁ БУДЕТ, НО НЕ СРАЗУ
Когда я забирала из школы свою фыркающую пятиклассницу, у меня на руках был 8-месячый ребёнок. И ещё 4-летка, дико ревнующий маму к младшей сестре . И ещё выпускница 9 класса.
Конечно, в тот момент ни о какой работе, тем более на полный день, речи не шло — разобраться бы с процессом обучения и наладить контакт между всеми участниками эксперимента.
К вопросу о моей профессиональной деятельности я вернулась только через полтора года, когда дочь уже училась самостоятельно. Ещё столько же ушло на моё переобучение и фрилансные виды заработка.
Сегодня я работаю по полноценному графику, при этом сменив поле деятельности. И всё это — не в ущерб семейному образованию.
КАК ЭТО УСТРОЕНО
В обучении старших детей моя роль организаторская. Договориться с аттестациями, помочь с материалами, направить и замотивировать. Остальное они делают сами и под свою ответственность. О том, как мы к этому пришли — писала здесь.
Обучение же младших пока полностью на мне. Не важно, что там за окном: зной или мороз, землетрясения или кризисы — ежедневно в одно и то же время мы садимся заниматься. Но делаем это весело, разнообразно и вполне результативно — занятия-то индивидуальные.
Они ориентированы на 7-летнего Елисея. Но и 3-летняя Василиса получает свою порцию заданий, чем страшно годится. Она впитывает во все свои большие глаза и симпатичные ушки всё, что видит и слышит на «уроках». И ненавязчиво приобщается к учебному режиму.
В ЧЁМ ИМЕННО ЭКОНОМИЯ НА СО
На всё про всё уходит 1,5 часа в день. 3-4 предмета и развивающие упражнения в качестве переменок. Сравним, сколько времени проводил бы невыспавшийся ребёнок в школе, в вынужденном сидячем положении. И каким бы оттуда возвращался.
Дома эти проблемы напрочь отсутствуют. Занятия начинаются в 11 утра. Сидения за столом требуют только прописи, минут 15-20. Устные примерчики прекрасно решаются на тарзанке, привязанной к шведской стенке. Задачи — стоя возле меня. Русский и окружайка — на мягком матрасе при просмотре любимой Шишкиной школы.
После занятий — тренировки, кружок творчества и шахматы. Везде с удовольствием и никакой усталости. Вечером ребёнок полон сил и скачет как сайгак. Или занят творческими проектами. Сегодня его увлечение — это монтаж видеороликов из фотографий.
А ГДЕ МАМИНА РАБОТА?
А она начинается в 3 часа дня по Иркутску или в 10 утра по Москве. На 9 часов мама полностью выключается из семьи. В свои родительские права вступает папа. Из «незаменимого специалиста» я вновь превращаюсь в маму ровно в полночь.
Соседи, как никто другой знают, что спать мы ложимся не раньше 1-2 часов ночи. После купания и книжки. Всё это было бы невозможно, при наличии школы или садика.
ТО ЕСТЬ НЕ РАБОТАЕТ ПАПА?
А вот и нет. Папа работает. И не менее активно. Просто муж предприниматель: фотограф и видеограф. На съёмках он занят в те часы, когда детьми заведую я.
ВЗАИМОВЫРУЧКА И ДЕНЬГИ
Так и передаём младших детей из рук в руки, как эстафету, не отрываясь от профессиональной деятельности.
Когда случаются накладки, то подключаются старшие дочери. Они рвут друг у друга право поводиться с детьми. Ларчик открывается просто: для них это средство заработать собственные карманные. Оплата почасовая.
Но у девочек тоже много личных активностей. На случай тотальной занятости всех и вся держим в уме дедушку с бабушкой. Благо, такие совпадения случаются редко.
Устаём ли мы? Конечно да. Ещё как. Семейное образование — это не только занятия. Это выбор и тестирование программ и методик. Подготовка материала. Налаживание коммуникации с учебными заведениями, принимающими аттестации. Разговоры за жисть со старшими дочерьми. И ещё длинный список забот и хлопот.
Не всё гладко, как может показаться из текста. Но мы организовали всё так, как и задумывали. Чтобы и работа на месте и дети при нас.