Предыстория
Ребёнок был забран из школы отличником. И вообще, ярко выраженных проблем со школой у нас не было. Дочь училась в хорошей гимназии: сильные учителя, интеллигентные родители и приятные дети. Никаких сложностей с общением в коллективе. Учёба давалась легко.
Прекрасная память, хорошая дошкольная подготовка и весёлый нрав делали своё дело — дочь выезжала из любых академических ситуаций на своих способностях и без преувеличения красивых глазках.

Где мотивация?
Качество образования детей всегда было важной для меня темой. Ребёнок не разделял моей точки зрения. Зачем делать домашку, если меня и так все любят? Будущее? — Да когда оно ещё наступит!
Чем старше становился ребёнок, тем больше школа воспринималась как место, где можно потусоваться —не самой плохой вариант, если не одно НО: учёбу она терпела как не очень приятное, но необходимое дополнение.
Четыре с половиной школьных года шла перманентная борьба за качественное выполнение уроков. Подрастали младшие дети — перспектива быть заложником школы маячила на много лет вперёд. Это напрягало, бесило и обесточивало.
Так или иначе, способностями ребёнка и моей требовательностью, в конце 4 класса мы получили отличный табель. Местоимение «мы» я употребила не случайно — это был совместный вклад, и неизвестно ещё, с чьей стороны его было больше.
Без школы
С полной уверенностью утверждать не могу, но вроде бы как-то раз Господь Бог вручил нам свободу воли. В рамках реализации последней, мы выключили школу из своей жизни и ступили на зыбкую почву семейного образования.
Вопреки моим ожиданиям (но согласно логике), получив статус семейника, ребёнок ещё прочнее устроился у меня на голове. Теперь не только задания на закрепление материала, а весь массив знаний и навыков, которые нужно освоить ученику средних классов, стал моей заботой.
В идеальном мире
Чего я хотела от дочери на тот момент? В моих отвязных фантазиях ребёнок должен был учиться сам. И не абы как, а качественно и (внимание!) с удовольствием.
Широко и глубоко осваивать школьные предметы , читать энциклопедии, ходить в музеи и библиотеки, изучать биографии великих, стремиться стать разносторонне развитым, хорошо образованным человеком и ставить перспективные жизненные цели.
Ребёнок должен был стать таким немедленно и навсегда. А я бы шла рядом, наставляла, помогала, подкидывала фильмы и книги, оплачивала экскурсии и страшно гордилась.
Видела ли я хотя бы один такой чудесный пример в жизни? Их не существует, поэтому нет.
Мой реальный ребёнок отлынивал от учёбы, делал мне одолжение своими занятиями, ничего не читал по собственной воле, хотел быть парикмахером и в гробу видал математику.
Организованные мной культурно-образовательные мероприятия она смиренно посещала, но прекрасно обошлась бы без них. Просмотр фильмов больше развлекал, чем вселял желание что-либо изучать, развивающие игры безнадёжно пылились.
Если кто-то и рвался к знаниям из нас двоих, так это я. Это мои глаза горели, а энтузиазм зашкаливал. Удвоив мощь железной хватки, я отвоевала у невежества, в которое норовила погрузиться дочь, программу 5-ого класса.
Без ложной скромности скажу, что знания получились объёмнее и прочнее, чем можно было рассчитывать, останься она в школе. Нет, дело вовсе не в «плохой» школе. Просто у ребёнка стало больше сил и времени, и училась она теперь индивидуально.
Зато для меня это обернулось такой нагрузкой, что через пол года стало слишком понятно — если так пойдёт и дальше, до окончания школы я не доживу. Срочно нужно было найти у ребёнка волшебную кнопку, которая включала бы её собственную мотивацию.
Ту самую мотивацию, которая сняла бы с моей шеи 12-летнюю лошадку и отправила бы в самостоятельный скач за знаниями.
Осознанное самообразование
Красивое такое словосочетание, ага. Соблазнительное и чертовски труднодоступное. Особенно, если речь про обучение подростка.
Какими же умениями должен обладать ребёнок (да и взрослый), чтобы учиться без надсмотрщиков и внешних кнутопряников? Навскидку их получилось 5.
1. Владение технологиями обучения
- критическое восприятие информации
- приёмы быстрого и прочного запоминания
- умение вычленить главное и опустить второстепенное
- умение структурировать информацию
2. Навык постановки целей и задач
- Для начала уметь всё это формулировать;
- разбивать на этапы;
- проявлять гибкость, вовремя корректировать;
- рефлексировать на всех этапах движения к цели.
3. Организованность
- Умение планировать;
- привычка работать с расписанием и дедлайнами;
- соблюдение хотя бы приблизительного режима дня;
- способность всем этим управлять.
4. Осознанность
- Привычка задавать себе вопросы: «что я сейчас делаю и зачем?», «кому это нужно, нужно ли это мне и для чего?»;
- умение честно на них отвечать;
- понимание общих механизмов системы, в которой находишься, своей роли и места в ней;
- сознательный выбор того или иного пути, с пониманием основных выгод, рисков и издержек.
5. Ответственность
- Способность взять свою жизнь в свои руки, упразднить нянек и виноватых, а назначить помощников и наставников;
- готовность самостоятельно ликвидировать возможные негативные последствия своих действий;
- осознавать себя частью природы и общества, понимать глобальную взаимосвязь между всем и всеми.
Неслабая такая программа длинною в жизнь. Примерив её на себя, я поняла, что мне и самой-то до идеала как до Луны. Но сегодня мы приложим эти параметры в упрощённом виде локально к учебной мотивации. А с ней у меня всё в порядке. Осталось настроить её у ребёнка.
Какие сущие пустяки…
Лиха беда начало
Если говорить про учёбу, то меньше всего проблем было с пунктами 2 и 3: постановкой целей и организованностью. После некоторой адаптации к обучению дома нам всем удалось-таки скоординироваться.
Расписание и графики мы с дочерью составляли вместе, вписывали их в общий режим семьи и с переменным успехом следовали намеченному пути.

С целями тоже было всё понятно. Выучить, сдать и получить аттестат. Дальше мы всерьёз не заглядывали, хотя стоило бы. Про то, с чем мы столкнулись, когда получили аттестат, напишу отдельно.
Самой большой удачей было решение вопроса с технологиями обучения. Безрезультатно потыкавшись в разные методики и учебные программы в поисках системного подхода, я отправила запрос в Космос. Ибо куда его ещё отправить было решительно неясно.
Про то, что ответил мне Космос, и как мы закрыли технические вопросы обучения, я писала в отдельной статье.
Вооружившись нужными инструментами, мы приободрились и радостно взглянули на школьную программу новыми глазами. Да, учиться стало быстрее и эффективнее.
Но прибавило ли это мотивации в значении «желания осваивать школьную программу»? Ничуть не бывало. В чём же дело? Вернёмся к нашему рабочему списку. Нераскрытым остался пункт 4. Осознанность. Может быть, дело в ней?
За что боролись…
Решив, что без осознанности не видать нам мотивации как своих ушей, мы приступили к её отращиванию.
Первое же, что получилось сделать с помощью этого, ещё не сформировавшегося, органа — осознать, что на школьную программу в современном исполнении жалко тратить и одного года жизни, не говоря об 11-ти.

Получалось, что лучше вообще не учиться, чем учиться по ФГОС-учебникам. Потому что получить по ним системные знания, которые бы сформировали целостное мировоззрение (кажется я повторяюсь) и были бы пригодны для жизни в прикладном смысле, нужно исхитриться.
как выкручиваться
Поняв, что самообман «школьные знания нужны» больше не работает, а учиться всё-таки надо, т.к. до полного анскулинга мы ещё недоэволюционировали (а жаль), мы пришли к таким компромиссным принципам.
Принцип первый: суть, суть и только суть
Мы договорились из каждого предмета брать только базу, учить её прочно, не вдаваясь в примеры и подробности. Этой базой легче оперировать, на её основе межпредметные связи выстраиваются сами собой, общая картина мира становится более-менее цельной.
Принцип второй: не цель, а средство
Мы перестали воспринимать учебную программу как то, что нужно выучить. Теперь для нас это материал, на котором можно оттачивать образовательные навыки и технику обучения. Багаж пожалуй поважнее, чем галочка-аттестат.
Принцип третий: без выгоды никак
Если уж приходится делать что-то бессмысленное и никому не нужное, то надо извлечь из этого хотя бы материальную пользу. Эта мысль дочери особенно хорошо зашла.
Я применила самую примитивную и самую рабочую схему: сделал дело — получил оплату. Согласно письменному договору, составленному предварительно.
Вот этот последний приёмчик и стало нашей учебной мотивацией. Кругом польза. Дочь — при карманных деньгах, я — при целых нервах, а обе мы — при налаженных отношениях, которые портить об учёбу больше незачем. Ну а учёба тоже себе идёт.
И кстати, пункт 5 «ответственность», тоже теперь лежала на дочери. Хотя и на мне тоже, но уже в значительно меньшей степени.
Но без «но» никуда
Для меня пока вопрос «Как замотивировать ребёнка» так и остался открытым.
Расписанные выше пункты помогли создать контейнер, который неплохо было бы наполнить главным — настоящим желанием учиться, стремлением к жажде знаний, при которой вопрос о мотивации не стоит.
И вот этого мне не удалось. Время от времени у дочери получалось чем-то увлечься, но это были небольшие всплески и искры, из которых как-то не разгоралось никакое пламя.
Возможно, если бы мы проводили много времени в среде увлечённых наукой людей, общайся мы каждый день с академиками, изобретателями, писателями — эти примеры мотивировали бы ребёнка изучать какие-то отдельные области. Но мы простые смертные, поэтому увы.
Возможно кто-то скажет, что вот для этого и нужно ходить в школу, чтобы влюблённые в свой предмет учителя вдохновляли бы и детей на изучение. Возможно, но не ставить же теперь эксперименты задним числом.
Вывод
Да, в природе точно существуют подростки (даже лично знаю парочку), которые учатся для того, чтобы утолить природную жажду знаний. Мои же дети, при всех своих способностях, к таким жадным до знаний не относятся.
Поэтому вся моя политика — облегчить, обойти, смягчить и свести к минимуму затраты времени и сил. Сейчас будет крамола (слабонервным не читать): меня мало беспокоит уровень школьных знаний ребёнка. Не пугайтесь, он не ниже, чем у среднестатистического школьника, а возможно, кое в чём и повыше.
Мне больше интересен общий кругозор и умение учиться. Я даю детям инструменты эффективного обучения и помогаю с их обкаткой. А ещё помогаю с организацией процесса и беру на себя все формальные вопросы: прикрепить к школе на аттестацию, обсудить с учителями их формат и т.п.
Хотела бы я написать, что выключила контроль и только наблюдаю со стороны за происходящими метаморфозами. Но это было бы неправдой.
Время от времени провожу ревизию и встряску. В качестве инструментов воздействия использую беседы за жисть и страшные глаза (увы, последние уже не работают).
Заключение
Может показаться, что мы такие сели с карандашом и листочком и задались вопросом: так, что мешает нам учиться, как мы можем это изменить, что конкретно нужно предпринять. Спокойно составили список мер и спокойно же приступили к их внедрению в жизнь. Если бы!
Мы тыкались как слепые котята, метались из стороны в сторону, впадали в крайности. Ругались, отчаивались и даже хотели вернуться в школу. Ну так, слегка — проходило быстро.
Как в волшебной сказке, нужно было решить три задачки: сохранить свободу, получить аттестат и дать-таки ребёнку какое-никакое образование. Склоняюсь к мнению, что хороший аттестат далеко не всегда равен хорошему образованию.
Первые две нам решить вполне удались. Свобода при нас, аттестат — в кармане. А вот для третьей всё ещё ищем решение. Есть идеи, но об этом отдельной статьёй.
А пока подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить следующий материал и жду вас в комментариях.
Статья была написана в августе 2020 года, текст обнаружила у себя в черновиках, публикую без изменений. За эти 3 года рецепт внутренней мотивации был найден, его поиск обусловил мою траекторию в сторону профессии «тьютор» в значении «специалист по запуску внутренней мотивации».
Про то, как сейчас обстоят дела с мотивацией дочери и как я настраиваю её у сына, я подробно рассказываю в телеграм-канале. Если вы ещё не с нами, подключайтесь по ссылке https://t.me/so_okean