Однажды, в очередном приступе мании раннего развития детей, я купила кинетический песок. Вещь оказалась классная. По терапевтическому эффекту я бы сравнила его с плёнкой с пузырьками.
Вся семья несколько дней самозабвенно лепила куличики с не самым умным, но довольным видом, подтверждая слова инструкции: «развивает детей, успокаивает взрослых«.
Я оценила чувство юмора автора инструкции, но из фразы выходило, что взрослым развиваться уже не обязательно. А вот успокоить их рвение к раннему развитию детей — дело полезное. В первую очередь для самих детей.
Не знаю, кого как, а меня зуд раннего развития начал преследовать за несколько лет до рождения первого ребёнка. Спусковым крючком послужила книжка Бориса Никитина о воспитании детей, не помню как попавшая ко мне через третьи лица.
Рождение дочери развернуло масштаб стихийного бедствия до полноценных размеров. Это был 2003 год. Я заказала по Интернету (о, это был довольно продвинутый метод покупки для тех времён) пособия Зайцева, Никитина, кое-что из Монтессори. Слава Богу, до Домана руки не дошли.
Потом были «петельный» и «танцевательный» кружки, и так, по мелочи: плавание, гимнастика, музыкальная школа, английский, акробатика, прикладное творчество, шахматы и художественная школа. Нет, не одновременно. «Допы» методично сменяли друг друга, следуя за интересами ребёнка и экспериментами взрослых.
Ребёнок вырос умным, всесторонне развитым, способным к обучению и безумно творческим. Профессиональные настроения дочь проявила уже в 5 лет, а ещё через 11 подтвердила свои намерения поступлением в профильный колледж. И с 16 лет потихоньку стала зарабатывать в этой сфере.
Не стану утверждать, что всё это — последствия раннего развития. Возможно, генетика? Обе эти мысли одинаково греют моё родительское самолюбие, так что выберите правильный вариант сами.
А если серьёзно, то, оглядываясь назад, вижу, что более всего сработало не первое, и не второе. А третье — природные задатки. Которые, уверена, раскрылись бы и без раннего обучения всему подряд.
Оля, автопортреты
больше работ по ссылке
Задатки раскрылись бы по той причине, что детство возьмет своё. А «своё» для детства — это как раз заложенное природой развитие. Весь организм ребёнка заточен под этот процесс.
В распоряжении детей — хваткий ум, жаждущий знаний и свободный от установки «я профи, я знаю как надо, учиться мне ни к чему». И новенькое гибкое тело — любой тренер подтвердит, что ребёнку добиться, например, шпагатной растяжки намного легче, чем взрослому.
Я слегка очкую играть со своими детьми в настольные игры — они меня легко обыгрывают, начиная с младшего школьного возраста. Они уделывают меня на катке и на лыжне, ну а прыгать на скакалке «кто больше» я даже не возьмусь. Так кому из нас больше нужно систематическое разностороннее развитие?
И где тогда все эти «школы позднего развития»? Почему не видно упирающихся пенсионеров, которых взрослые дети с уговорами тащут в спортивные секции, в кружки «умелые руки» или домой, чтобы там терзать гаммами фортепиано.
К слову, идея не нова. Ещё в древних Афинах население, желающее продолжить своё развитие, посещало гимнасии. Школы для взрослых — интересное социальное явление. Можно было придти и поучаствовать в научных спорах, узнать новую теорию об устройстве мироздания и позаниматься физкультурой.
Нет, конечно же, и сегодня взрослому есть, где реализоваться помимо основной профессии — и это здорово. Корпорации содержат спортивные залы, организовывают секции для сотрудников, премируют отделы за победы в конкурсах креатива.
Творческие студии и клубы по интересам активно функционируют и составляют друг другу здоровую конкуренцию.
Но мало кто рассматривает «допы» для взрослых как развитие. Чаще эти занятия определяются как «хобби», «исполнение детской мечты», «новые впечатления», «общение с единомышленниками» или «политика компании для сплочения коллектива и подогрева соревновательного духа».
Василиса 2 года. Отвертеться шансов нет.
Разница занятий для взрослых и развивашек для детей — в отсутствии в первом случае истерии на почве «упустим», «недодадим», «отупеет». На счёт своей персоны взрослый спокоен. А вот достигнуть дзена по вопросу развития детей получается не у каждого.
Мне удалось немного успокоиться, когда количество детей перевалило за третьего. Ключевое слово — «немного». Этот третий исправно посещает кружки с пяти лет, а читает с четырёх.
Так работает ответственность, врученная нам природой в целях выживания рода. И передачи опыта. И его преумножения. И ещё бы с запасом. А чтобы наверняка.
Не только мозг ребёнка под прицелом ответственности родителя, но и его физическое развитие. О Боже, что если я не успею, и мой четырёхлетний ребёнок будет слишком стар для карьеры в художественной гимнастике или фигурном катании? — я же сломаю ему жизнь!
Алёна 6 лет
А прогулки на свежем воздухе? Перманентное наличие в нашей семье маленьких и относительно маленьких детей не даёт нам расслабиться уже второе десятилетие. Ежедневная разминка по программе «догнать, уговорить, одеть, опять догнать, вывезти, выгулять, привести, ещё раз догнать, раздеть» выполняется нами неукоснительно. Дни, когда мы откосили, можно пересчитать по пальцам.
Уверена, это благотворно влияет и на наше здоровье и молодость. Но вот почему-то не возникало мысли организовать ежедневные прогулки своим родителям, или братьям-сёстрам, которые работают всю неделю и гуляют (если вообще гуляют) только по выходным.
И главное, нет никакого чувства вины перед ними — они же взрослые и могут сами о себе позаботиться. И могут не гулять (и не гуляют), когда не хочется или есть дела посерьёзнее. Но если поразмыслить, то взрослым ежедневные прогулки на свежем воздухе важнее и ещё раз важнее, чем детям.
Любой ребёнок легко даст фору родителям
Завершая мысли вслух, добавлю, что я вовсе не против развития детей. И да, я понимаю, что именно на плечах родителей лежит ответственность привить ребёнку правильные привычки на всю (?) жизнь.
Но я ещё и за развитие взрослых — хочется ещё долго жить полноценной интересной жизнью, осваивать новые профессии и знать, что у родителей, братьев и сестёр всё в порядке со здоровьем. Потому что это важнее для детей, чем очередная грамота или медаль.
А что вы думаете на эту тему? Делитесь в комментариях своим мнением, будет интересно обсудить.
Включить пуш-уведомления о новых событиях блога в вашем браузере
У нас уже запустили программы занятий в парках, обучение предпенсионеров- правда, все это вместо пенсий. Так что, вполне возможно, воспитательный пыл направится и в эту сторону.
Интересно! А какого формата обучение? Я не большой знаток культуры других стран, но мне кажется в Китае реализовано что-то подобное.
Интересная мысль) Но заставлять развиваться взрослых людей — это уже про «догнать и причинить добро». Пусть как-нибудь сами разбираются со своей жизнью. Если взрослый хочет развиваться, он будет развиваться. А если нет, то смысл тащить его из уютного болота?
Насчет детей вы правы. Мне кажется, дети настолько изнасилованы ранним развитием, что к подростковому возрасту уже ничего не хотят. Вернее, хотят, чтобы от них отстали.
В этом самом развитии нужно ориентироваться на желания и потребности ребенка и соблюдать золотую середину. Примерять на себя: я бы после работы пошла на курсы английского или в бассейн? А ведь детсад или школа (если ребенок туда ходит) — это как работа, там не расслабишься.
Зачастую же кружки ребенка выбираются по принципу «хочу похвастаться перед родственниками / друзьями, что умеет мой ребенок» или «чтобы был занят так, что некогда о плохом думать». В любом случае, это история не про ребенка, а про потребности родителя…
Екатерина, отличное дополнение к тексту. Про догнать и причинить добро полностью согласна — это не работает. Или даже работает с обратным эффектом. Честно говоря, с детьми тоже)
Я бы с вами поспорил, Екатерина! С высоты своего возраста и некторого опыта работы с людьм младшего и среднего пенсионного возраста заявляю, что тащить никого не нужно, идут сами, если есть что-то интересное. Сочиняют сказки, басни, стихи, рисуют картины, плакаты, открытки, учатся конструктивно споприть, и много чего еще интересует наших взрослых граждан, даже тех, кто вынужден подрабатывать к пенсии. (Есть артефакт -книга местных самодеятельных авторов — участников семинаров по медиации — не путать с медитацией). Организуйте что-то интересное вашим родителям, и увидете синергетический эффект.
Папа, спасибо за комментарий — очень ценное замечание. И кстати твоя собственная траектория развития отлично иллюстрирует факт, который часто упоминают психологи, говоря о раннем развитии детей: ребёнок хорошо развивался тогда, когда видит перед глазами личный пример. Никакие слова и установленные правила не будут иметь такой же действенности, как «молчаливый» опыт собственных родителей. Мне с моими страшно повезло! Они всю жизнь развиваются и вдохновляют окружающих. Папа имеет три высших образования и никогда не боялся круто менять профессиональную деятельность при изменений российских реалий. Мама в 35 лет, имея троих детей, пошла учиться игре на гитаре. Этот навык дал толчок творческому взлёту на три десятилетия вперёд. Будучи бабушкой 10+ внуков она дважды участвовала в конкурсе композиторов им. Андрея Петрова, привезя оттуда вторую премию. А сейчас — снова поворот в творческой судьбе — мама стала писать книги. Моим детям есть на кого равняться)
Наташа! Умничка! Мы тоже начали с книжки Никитина, это было в 86-ом, сохранили рефлексы, некоторые даже очень развились. Тогда это было в диковинку, сегодня никого уже не удивишь, очень жаль. Спасибо тебе! Здоровья Вам, хорошего, доброго года!!!
Володя, спасибо за комментарий! Да, сейчас огромный выбор систем, методик и информации — только и успевай применять то, что ближе и отсеивать всё остальное. Муки выбора — вот что свалилось на нас в постсоветский период. Больше никто не берёт на себя права диктовать, что нам читать, во что одеваться, что смотреть и как воспитывать детей. С одной стороны это свобода, а с другой — ответственность выбора)) Но я за второе)