Провинциальная история

 

Как мы переходили на СО

Эта статья может быть полезной тем, кто уже окончательно принял решение перейти на семейную форму обучения. На этом этапе возникает ряд вопросов, связанных с формальностями:

  • куда сначала нести уведомление: к школу или в отдел образования?
  • как должны выглядеть эти документы?
  • где должно храниться личное дело семейника?
  • как договариваться со школой об аттестациях

 

С чего начали мы

Мы стали семейниками в декабре 2017 года. Официально в России эта форма обучения разрешена законом с 1992 года. За это время несколько десятков тысяч семей по всей стране решились пойти этим путём. Но колея была проторена всё больше в столицах, а чем дальше в глубь провинции, тем как-то глуше.

Но слава Интернету и отдельно соцсетям! Став частью сообщества семейников, я почти мгновенно получала ответы на все вопросы о СО от практиков . А заодно и поддержку: моральную и юридическую.

Намотав на ус истории и лайфхаки, я, наконец, решилась на собственный эмпирический путь. Расскажу как это было и приложу все документы, о которых упомяну. Скачать их одним архивом можно по ссылке.

Документы я брала в группе у Алины Дьяковой и немного видоизменяла под свои условия. Алина также ведёт сайт Чапковских. Очень советую всем начинающим семейникам сделать хотя бы один из этих ресурсов своим «настольным». Больше нигде в одном месте и в такой концентрации нужную информацию не найти.

 

Шаг первый — уведомляем Управление образования

Проинформировать власти о том, что мы теперь учимся дома я решила почтой. Это было странно. Письмо с описью вложения и уведомлением о вручении шло через областной центр 10 дней. В то время, как от моего дома до Управления образования — 5 минут пешком. Но я выбрала почту. По двум причинам.

Во-первых я решила, что надёжнее оформлять все отношения письменно и, насколько возможно, дистанционно. Бумага не краснеет, а устные договорённости к делу не пришьёшь. А во-вторых, мне было страшно растерять свою решимость в батальных сценах. Конечно, их могло и не быть. Но рисковать я не хотела.

А вода в реке тёплая? А то не люблю рисковать…

 

Шаг второй — заявление в школу

Не могу вспомнить, по какой причине я решила забрать личное дело из школы — ведь аттестовываться мы хотели в ней же. Закон гласит, что в этом случае достаточно письменно поставить школу в известность о своём решении. Школа присвоит ребёнку статус экстерна и выдаст документ о прикреплении к образовательному учреждению для прохождения ПА (промежуточных аттестаций).

Но я написала заявление об отчислении ребёнка и запросила личное дело на руки (как выяснилось позже — правильно сделала!)

«Это невозможно, — успокоила меня секретарь, — мы не имеем права выдавать на руки личное дело. Вы должны принести справку из принимающей школы и мы сами направим туда документы».

Я попросила оформить это требование в письменной форме со ссылкой на законы и пошла подписывать обходной лист. В следующий визит дело мне отдали без каких-либо сложностей.

Как мне отдали личное дело

 

Шаг третий — разговор с директором

Я предстала пред очи директора, когда пути назад уже не было.

Директор приняла меня неожиданно доброжелательно. Мы были первыми семейниками, которых она видела живьём. Казалось, она инстинктивно опасается, а не выкину ли я чего неожиданного в следующий момент (кто их знает, этих отчаянных — разве нормальные люди забирают детей из школы?) Но разговор получился конструктивным. Мы обсудили возможные сложности и вместе посмотрели закон.

Прощаясь, директор убедительно попросила меня наведаться в управление, чтобы уровень выше смог лично посмотреть мне в глаза и дать более точные распоряжения, что с нами делать дальше.

Прямо из школы (как мило всё вышло, и чего я переживала?) я направилась туда, куда меня послали — в Управление образования. Нужное мне лицо было на совещании. «Не судьба», — решила я и с чистой совестью вернулась домой составлять учебные планы. Закон об образовании, в котором я уже неплохо ориентировалась, не предписывал никаких затяжных траекторий на пути к СО.

Итого:

  1. уведомление УО о переходе на семейную форму образования
  2. заявление об отчислении + отзыв согласия на обработку персональных данных
  3. обходной лист (библиотека, столовая, классный руководитель)
  4. приказ от отчислении
  5. личное дело

Первая серия уложилась в 12 дней. Я прикидывала, сколько может уйти на вторую. В голове был чёткий сценарий:

  1. заявление на прохождение ПА в нашей же школе
  2. зачисление+договор со школой (шаблоном я запаслась)
  3. график консультаций и экзаменов
  4. последовательная успешная сдача
  5. все аплодируют стоя

 

Ага, щас

Назавтра стало очевидно, что придуманный мной план слишком уж идеальный. И жизнь в лице консультанта по общему образованию быстренько внесла в него свои коррективы.

Звонок застал меня посреди урока истории. Оставив дочь наедине с картой расселения человека разумного по земному шару, я взяла трубку. Через пару минут разговора выяснилось, что homo sapiens не только успешно расселился, но и хорошо научился использовать разум для трактовки законов, меняя их до неузнаваемости.

Специалист по образованию подчёркнуто вежливо зачитала мои права хорошо поставленным голосом. Их интерпретация показалась мне однобокой, но вставить слово никак не получалось. Дав человеку высказаться (в конце концов, должен же он как-то оправдывать свою зарплату), я наконец вклинилась в поток официального красноречия. Но надолго перехватить лидерские позиции в беседе мне не удалось.

Вы имеете право хранить молчание, подписать наш вариант договора и сдавать аттестации 4 раза в год по каждому предмету

Стоило мне заикнуться про мой шаблон договора, который хорошо бы рассмотреть совместно, как всё пошло не по сценарию. Вернее, не по-моему сценарию. Оказалось, что я не уполномочена составлять никакие договоры, а могу лишь подписывать те, которые любезно подготовлены государственными людьми.

«Надо же, — мелькнуло в голове, — а ведь договор по определению штука, предполагающая взаимное согласие сторон со всеми пунктами». Но отвисшая от удивления челюсть не дала мне быстро сартикулировать резонное возражение.

Ещё оказалось, что у меня нет никаких причин рассчитывать на блочное изучение предметов и тем более на сдачу по схеме 1 предмет — 1 экзамен. «Будете сдавать раз в четверть все предметы, как все дети», — безапелляционно сказала тётя.

— А ИУП?! — возмутилась я, — каждый ребёнок имеет право на индивидуальный учебный план — я знаю, я читала закон! «С чего вы решили, — окатил меня голос из трубки, — ИУП мы разрешаем только отстающим детям, а у вас ребёнок нормальный» (ну спасибо и на том).

За 11 минут светской беседы я отослала специалиста по образованию к закону (об образовании же) минимум трижды. Наверное, этого делать не стоило — на третий раз голос стал мстить словами «КДН» и «опека».

На 12-й минуте, после моего предупреждения, что разговор записывается (чистая правда), дама бросила трубку(!). Прервав на полуслове мою фразу о том, что с точки зрения закона мне бояться нечего.

В этот день ради отношений с государством я пожертвовала не только уроком истории, но и прогулкой с восьмимесячной дочерью. Отправив мужа одного с коляской, я села составлять жалобу начальнику Управления образования.

Жалоба вышла не слишком жалостливой, а очень даже воинственной. Она заканчивалась предупреждением сообщить кому следует о неправомерных действиях в отношении моей семьи, если таковые будут иметь место.

Через месяц я получила отписку ни о чём от штатного юриста за подписью начальника отдела образования, и на этом посчитала историю законченной.

С тех пор прошло два года, а я, признаюсь, так и не видела никого из действующих лиц. Уверена, все они достойные люди, хорошо выполняющие свою работу. И возможно, приди я лично, мы бы обо всём договорились. Ну как-нибудь. Но я не пошла.

А счастье было так возможно,
Так близко!
Пушкин «Евгений Онегин»
монолог Татьяны

Я решила, что могу более продуктивно потратить время и нервы, чем в борьбе за право сдавать аттестации в задуманном мною формате. Так началась эпопея с выбором дистанционной платформы. Но об этом я расскажу уже в следующих публикациях.

Подпишитель на рассылку, чтобы раз в месяц получать на электронную почту подборку самых интересных статей 

Спасибо, я уже подписан

Предупреждение

Всё, о чём я рассказала выше — всего лишь частный случай. В другой истории всё может сложиться иначе: лучше или хуже.

И ещё. Да, от идеи аттестовывать дочь в той же школе, где она училась, я отказалась. Но это не значит, что дело гиблое — вовсе нет. Многие семьи наладили продуктивное взаимодействие с дворовыми школами и благополучно сдаются там годами.

Тем, кто решил сотрудничать с обычной школой, очень рекомендую приобрести исчерпывающую методичку Алины Дьяковой «Все об аттестации на семейной форме».

А как прошёл переход на СО у вас? Делитесь в комментариях — это всегда интересно.

Подпишитель на рассылку, чтобы раз в месяц получать на электронную почту подборку самых интересных статей 

Спасибо, я уже подписан

4 комментария

  • Наталья, здравствуйте!
    Мне нравится Ваш блог, профессионально излагаете информацию, при этом доступным языком и с тонким юмором.)))
    Наталья, я тоже собираюсь переводить своего ребенка на семейное обучение. И мне предстоит пройти тот же путь, что и Вам. Особенно меня интересует вопрос аттестации. Поскольку мне тоже кажется очень логичным сдавать экзамены удобным нам темпом и по-предметно,
    хотелось бы узнать какой дистанционной платформой Вы пользуетесь, если это не секрет.))
    И еще вопрос: Сколько предметов Вы изучали в день, с какой периодичностью?? Хочу разобраться как сделать обучение удобным, но при этом не сильно загрузочным в плане разрозненной информации по 5-ти предметам сразу.
    Извините, если некорректно сформулировала. Очень благодарна за Ваш ответ. Простите, что отнимаю время.
    С уважением к Вашему труду!!
    Ирина.

    • Ирина, спасибо за отзыв и за вопросы. На тему аттестаций я обязательно напишу отдельный материал — мы попробовали несколько форматов и мне есть чем поделиться. Постучитесь, пожалуйста, ко мне в личку Вконтакте (https://vk.com/natalya_olhina) или в Фейсбуке (http://facebook.com/andnatalya), там я смогу ответить на конкретные вопросы.
      По поводу количества предметов в день, мы тоже ставили эксперименты. И в этом году составили расписание по такой схеме: навыковые предметы (там, где требуется выполнение упражнений для закрепления теории — русский язык, алгебра, английский) вставили в ежедневное расписание (ну кроме выходных), информационные — блочно. То есть предполагалось, что каждый день дочь занимается русским, алгеброй, английским. Плюс берёт один предмет на ежедневное изучение, пока не сдаст. Это может быть история. Или география. Или литература. Сдала — взяла следующий. Физику и геометрию мы «записали» в блочные, хотя это, конечно больше навыковые предметы. Если ребёнок с математическим прицелом — то можно поставить их также на годовое изучение. Как у нас вышло на практике: дочь довольно быстро (месяца за три) прошла русский и пока он ждёт до следующего года. Остальное в принципе так и идёт по плану. Таким образом, получается 4 предмета в день. Время, которое было предусмотрено на занятия — с 8 до 13 с утра и 20-21 вечером для просмотра лекций. По мере сдачи предметов, оно сокращается. Например, с утра она уже может себе позволить заниматься на час-два меньше. И пропускать вечерние.

  • О! У нас было почти также 🙂 Договор только тот, который предлагают в школе, аттестация 2 раза в год по каждому предмету и прочее. После многократных разговоров с администрацией школы, жалоб в УО и прокуратуру процесс начал налаживаться. Договор удалось изменить, аттестация 1 раз в год по предмету в любое время в течение года. Вот только от комиссии в составе трех человек не удалось избавиться.

    • Юлия, спасибо за Ваш опыт. Молодцы, что не отступились — такая борьба требует внутреннего настроя и сил. Но благодаря вот таким сильным и сознательным родителям, СО в России медленно, но верно приобретает приемлемые формы. Создаются прецеденты — дорожка для следующих поколений семейников, которым уже не приходится ломать столько копий, сколько их ломают первопроходцы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.