Есть ли семейное образование после школы

 

Сегодня наша личная история про возможность продолжить вольное обучение после получения школьного аттестата. В тексте вы найдёте ссылки на официальные документы, которые открывают дверь в это «после». Все желающие  продолжить свободную жизнь и при этом получить корочку об освоении профессии, могут скачать их и воспользоваться.

В этой статье речь пойдёт про старшую дочь Ольгу. Это её работами я проиллюстрировала текст статьи.

 

Семейное обучение в чистом виде она не захватила. Только косвенно, но про это как-нибудь расскажу отдельно. После 9 класса Оля поступила в художественный колледж на специальность дизайн — взвешенное и проверенное временем решение. И нехилая такая подготовка.

Увы, на практике стало ясно, что выбранное направление её художественным потребностям не отвечает. Она видела себя не дизайнером, а иллюстратором. Что не одно и то же, как оказалось.

 

Высокие требования по главному предмету, который и без того восторга не вызывал, плюс нежданный дистант 2020 — к концу 1 курса розовые мечты получить желанную профессию завалило снежным комом накопившейся усталости и неудовлетворённости.

Тем не менее, год она закончила успешно. Почти блестяще по специальным предметам и выше среднего по остальным. Даже по математике, про которую она больше всего «выла»,  вышла «4» — по накалу завываний можно было ждать единицу.

Но удачно сданная сессия  эмоционального облегчения не принесла. Несмотря на активный отдых, лета для восстановления сил не хватило. Приближение  сентября ожидалось как атомная война — с ужасом и ощущением безысходности.

 

А ЧТО ЕСЛИ

Поиск вариантов, как бы облегчить дочери учебный процесс,  подсказал решение, которое уже однажды сослужило нам отличную службу.  Семейное образование! Точнее, самообразование — так называется эта форма обучения после 9 класса.

Почему бы не пройти общеобразовательные предметы самостоятельно, не сдать их дистанционно в дружественной школе и не перезачесть оценки. Освободившееся время и силы можно было бы перекинуть на специальные предметы.

На 2-м курсе таких предметов оставалось ещё 6 и они отжимали много времени и сил.

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК

Дело было простое как 5 копеек. Но директору колледжа эта идея слегка не зашла. Не стану пересказывать весь диалог, но из кабинета я вышла подгоняемая словами «чего только не придумают эти родители» и «мало ли что там в законах понапишут».

 

Далее последовал обмен официальными бумажками с юристом колледжа.  Игра называлась «кто кого круче переформулирует». Оказалось, что  в июне  того же года (не раньше не позже ) из-под пера специалистов сразу двух министерств — образования и просвещения, вышел путаный и неоднозначный Приказ о порядке зачёта оценок.

Суть которого — пояснить в каких ситуациях и каким макаром одно учебное заведение может переставить в личное дело учащегося оценки из другого учебного заведения. Эта возможность предусмотрена в Законе об образовании, приказ же должен был растолковать нюансы.

В тексте проглядывает хорошая задумка снизить школьную нагрузку детям по тем предметам, которые они уже освоили в музыкальных, спортивных, художественных школах или других заведениях, где программа «покрывает» отдельные школьные предметы. Убедиться в этом благом намерении можно в пояснении Гаранта к этому волшебному документу.

Но размытые формулировки Приказа открыли широкое поле  для фантазийных интерпретаций на местах, которые в два счёта вывернули суть документа наизнанку.

 

В общем, сославшись именно на этот подзаконный акт, колледж категорически отказал нам в праве сдать предметы общеобразовательного цикла где бы то ни было. И не менее категорично наложил запрет на саму форму самообразования.

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ

Это было почти смешно, только смех выходил какой-то мефистофельский. Колледж открещивался от Закона об образовании, утверждая, что он подчиняется Министерству культуры и каким-то своим актам.

В общем ничего не оставалось делать, как разослать запросы во все вышеупомянутые министерства. В строго официальном тоне я просила пролить свет на то, является ли справка из школы о промежуточной аттестации основанием для того, чтобы  колледж принял эти оценки «за своих». А также пояснить, есть ли у студента возможность учиться в формате самообразования по индивидуальному учебному плану.

Ответы пришли точно в положенный срок. Все они были утвердительны и удовлетворяли наши потребности. Можно, предусмотрено, разрешено.

 

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

В ходе этой двухмесячной истории, я не только письменно, но и телефонно пообщалась со специалистами министерств, управления образования и обрнадзора. И была приятно удивлена готовностью разрешить конфликт,  исходя преимущественно из интересов ребёнка.

После дежурных слов «таких прецедентов у нас ещё не было», всегда шла конструктивная беседа. И было видно, что человек на том конце провода радиоволны́ не только неплохо разбирается в законах, но и склонен считать, что они, законы, созданы для людей. А не наоборот.

В общем, свои законные права на прохождение предметов в форме самообразования мы-таки отвоевали. И даже больше — оказалось, что это право распространяется не только на общеобразовательные, но и на специальные предметы. На это мы не только не претендовали, но и мечтать о такой щедрости не смели.

 

МОТОР ЗАГЛОХ

Как бы проходило внедрение всех этих законных прав в практику, нам узнать пока не довелось. Не исключено, что с новыми приключениями и чудесами самодеятельности в области формулировки «Порядок зачета результатов пройденного обучения…устанавливаются локальным нормативным актом организации».

Возможно, опять пришлось бы писать, звонить, убеждать — не знаю. До конца это дело мы так и не довели. Пока шла юридическая возня,  дочь окончательно убедилась том, что идти не своей дорогой она не может почти физически.  Мы взяли паузу длинною в год — на этот раз колледж пошёл нам навстречу.

Тем не менее, было сделано большое дело — официальные документы и пояснения получены, есть на что ссылаться и чем размахивать в кабинетах наиболее принципиальных руководителей.

 

ВМЕСТЕ МЫ — СИЛА

Надо сказать, что вся эта борьба — дело времязатраное и психологически непростое. Такого рода социализация для меня была испытанием — без помощи  я бы быстро сдалась.

В который раз оказались полезными консультации Алины Дьяковой — мамы с многолетним стажем обучения сына в форме семейного образования. И через личный опыт ставшая юристом-экспертом в этой узкоспециализированной теме.

Сильно помогла поддержка, моральная и юридическая, моего собственного отца. Который много раз вычитывал корректировал и редактировал документы, которые я составляла по наитию и на коленке. Если дело так пойдёт и дальше (а следом у меня ещё 3 гипотетических студента), то уже и папа начнёт специализироваться на семейном образовании.

Подпишитель на рассылку, чтобы раз в месяц получать на электронную почту подборку самых интересных статей 

Спасибо, я уже подписан

 

ДАВАЙТЕ ДЕЛИТЬСЯ

Друзья, если кто-то уже прошёл этот путь и ваши дети беспрепятственно (ну или преодолев бумажные преграды, подобные нашим) учатся в колледже или вузе в формате самообразования — большая просьба поделиться в комментариях подробностями и впечатлениями.

А также крайне интересно было бы узнать, каково бывшим семейникам учиться в профессиональных учебных заведениях в обычном режиме.

В моём окружении есть уже несколько примеров, когда вчерашние семейники, прекрасно освоившие школьную программу НЕ СМОГЛИ учиться в колледжах и бросили учёбу. Не вписались в систему очного обучения, которая показалась им слишком громоздкой и топорной. Но это тема отдельной статьи.

 

© Иллюстрации Оли Чебуниной разных лет. Больше работ по ссылке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.